Десять тенденций в логистике в ближайшее десятилетие
Нынешний период продемонстрировал, что огромное число бизнес-моделей еще успешных вчера компаний сегодня безвозвратно устарели.
При этом логистическая составляющая является неотъемлемой частью бизнес-модели любой производственной, торговой, дистрибьюторской и естественно логистической компании.
Что же важно учесть в логистике, чтобы модель вашего бизнеса не умерла в ближайшие 10 лет:
Тенденция №1 – Локализация производств
Для снижения транспортных затрат с одной стороны, и в первую очередь для минимизации таможенных сборов, которые на некоторые товары носят запретительный характер корпорации готовы переносить сборочные производства в регионы сбыта.
В свою очередь данная тенденция делает востребованными производственные услуги по узловой сборке, розливу продуктов по заданию и технологиям владельца продукта.
Обратите внимание на развитие автомобильной отрасли, мебельного производства, технических жидкостей.
В качестве доказательства – на сегодняшний день мы работаем над проектом сборочного производства малых воздушных транспортных средств, в рамках которого при хорошем стечении обстоятельств смогут осуществлять компонентную сборку Honda, Beechcraft, Embraer, Cessna, Bombardier, Dassault.
Второй пример, российская IKEA продает более 60% продукции, произведенной на территории России.
Тенденция №2 – Вместо перевозки физических товаров будут отсылаться файлы
Для некоторых товаров, а число таких товаров будет расти, их физическая транспортировка уже утрачивает необходимость.
Например, зачем отправлять из Китая в Беларусь корпус автомобильного зеркала, если можно просто отправить по электронной почте 3D-файл и распечатать его на экструзионном принтере.
Экструзионные принтеры объемной печати есть во многих белорусских компаниях, а скоро появятся центры 3D-печати.
Некоторые мои коллеги уже сегодня распечатывают себе раз в две недели новые “крышки” для своих смартфонов.
Тенденция №3 – Сокращение таможенных сборов
Предыдущие тенденции приведут к уменьшению числа товаров с высокой добавленной стоимостью, перемещаемых через таможенные границы государств, а контроль движения электронных файлов при всем желании отслеживать и облагать пошлинами не получится.
Данная тенденция пока еще не видна, т.к. работа с электронными файлами не достигла промышленных масштабов, однако корпорации активно инвестируют в R&D, связанные с технологиями удаленного воспроизводства.
Тенденция №4 – Автоматизация всего, что можно автоматизировать
Высокие и постоянно растущие налоги на персонал, уплачиваемые предприятиями, а также риски, которые несут сотрудники толкают компании автоматизировать любые процессы, подлежащие математической алгоритмизации.
В логистике белорусских компаний уже активно применяются электронные технологии управления складскими операциями, диспетчеризации транспорта.
Такая профессия как экспедитор, в ближайшие 5-7 лет станет рудиментом из-за появления электронных интернет-сервисов, связывающих грузовладельца с агентами, перевозчиками, терминалами, страховыми компаниями, подбирая схемы поставок и давая обширные электронные сервисы.
Беспилотные штабелеры и транспортировщики вместо грузчиков и комплектовщиков уже реальность для нашей страны.
Мы активно используем высокотехнологичные решения в наших проектах на территории Беларуси.
Тенденция №5 – Уменьшение дилеров, дистрибьюторов и других посредников в цепях поставок.
Люди становятся более рациональными и прагматичными, они больше сравнивают, меньше чем раньше подвержены импульсным покупкам.
При этом производители все больше видят в дилерах и дистрибьюторах препятствия на пути к конечному потребителю.
Многие производители, которые вчера “избегали” работы с конечными потребителями уже активно эксплуатируют системы электронных заказов, где каждое физическое лицо может разместить персональный заказ, например, на мебель, товары интерьера, строительные материалы, одежду и т.д.
При оборудовании нашего офиса ради собственного эксперимента и желания сэкономить мы выбрали офисную мебель и отделочные материалы в шоу-румах дилеров, и заказали ее напрямую у производителей – на выходе экономия 45%.
Тенденция №6 – Рассвет городской логистики
Движение материальных потоков больших городов многих стран, в т.ч. и городов СНГ – это, наверное, самое нерациональное, что можно встретить в действующих товаропроводящих системах.
При этом, муниципальные бюджеты падают, а потребности в перемещаемых ресурсах городов продолжают расти.
Так, что власти будут вынуждены прибегнуть к логистическим подходам при оптимизации материальных потоков больших городов, далее такая необходимость перейдет в города поменьше.
А это уже происходит в Токио, Сингапуре, Гонконге, Стокгольме, например, Китай инвестирует в такие проекты около $1 млд. ежегодно.
Тенденция №7 – Логистов станет меньше, но их компетенции и мотивация будут существенно выше
Логистика перестала быть модной специальностью, а, следовательно, число случайных людей в профессии уже начало сокращаться, кроме того, многие “случайные логисты” мигрируют в другие бизнес-компетенции, например, в продажи, маркетинг.
Будут падать (это уже происходит) потребности в логистах, выполняющих операционные функции, речь идет о снабженцах, диспетчерах, экспедиторах, декларантах, специалистах по отгрузкам, складских менеджерах и т.д., что является результатом оптимизации и автоматизации процессов.
При этом высокой ценностью обладают и будут обладать логисты-архитекторы, владеющие мультикомпетенциями в сферах закупочной, складской, транспортной, производственной, распределительной логистики, управлении производственными процессами, инструментами математического анализа, знаниями IT-технологий.
Такие специалисты нужны для построение эффективных логистических систем.
Полагаю, что эту тенденцию видят все, кто в теме.
Тенденция №8 – Логистический аутсорсинг
Как было сказано выше, материальная составляющая продуктов будет терять ценность для клиента, а интеллектуальная – напротив, приобретать.
Компании уже сегодня активно делят свои бизнес-процессы на ключевые и вспомогательные, желая последние отдать на аутсорсинг профессионалам.
Для компаний, создающих продукты с высокой интеллектуальной составляющей, а таких компаний становится все больше и больше, логистический аутсорсинг позволяет сконцентрироваться на ключевых процессах, создавая добавленную стоимость, не борясь с операционными издержками (т.к. это становится прерогативой логистических компаний, которые должны дать конкурентную цену при необсуждаемом качестве сервиса).
На сегодняшний день, 67% европейских компаний полностью либо частично передали свои логистические процессы профессиональным логистическим операторам.
Тенденция №9 – “Быстро, качественно, дешево – выберете любые два” – это уже перестает работать и в будущем потеряет актуальность.
С помощью повышения качества сервиса уже клиентов к себе привлечешь, т.к. качественный сервис уже становится некоторым must have, а не конкурентным преимуществом, например, как подушки безопасности в автомобиле.
Качественный продукт? – тоже на рынке хватает, аналогично и про низкую цену.
Что касается различных комбинаций “2 из 3х”, потребители называют это компромиссом.
Лидерство на рынках за теми, кто предложит “3 из 3х”, а сегодня это уже становится возможно благодаря дешевеющим технологиям разработки и тиражирования.
Компьютеры, мебель, автомобили, одежда… - технологии тиражирования делают эти продукты массовыми и доступными как никогда.
Тенденция №10 – Логистику начнут измерять, что приведет к радикальному изменению моделей оплаты труда логистов.
На сегодняшний день, по нашей оценке, только 3,8% отечественных торговых, производственных и дистрибьюторских компаний измеряют эффективность собственных логистических систем, используя аналитические показатели.
При этом заработная плата подавляющего большинства логистов представляет собой большую фиксированную часть и премию, чаще всего зависящую от непонятных событий, и эфемерных результатов.
Оцифровка логистики уже приводит к тому, что заработная плата логистов в продвинутых компаниях в большей мере представляет собой шкалы бонусов, четко привязанных к значениям логистических показателей, например, качеству логистического сервиса, оборачиваемости товарных запасов, фактическим логистическим издержкам.
Здесь я могу подтвердить данный тренд нашими проектами – если раньше мы сами предлагали клиенту оцифровать его логистическую систему и привязать к этим цифрам зарплаты логистов, то теперь – это инициатива клиентов.
Дмитрий Черноморец
Директор по развитию Apply Logistic Group
В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев